Техосмотр. Новые правила игры

О смене правил технического осмотра автомобилей говорят давно. И даже — очень давно. Проект закона был внесён в Госдуму ещё прошлым летом. С тех пор миновали многие месяцы, ознаменовавшиеся вскрытием коррупционных нарывов в МВД, очередями на пунктах техосмотра, взлётом цен на получение талона «по-левому», «амнистией» автомобилей с заканчивающимся сроком ТО, неоднократными переносами рассмотрения закона. Наконец, в понедельник, 4 июля «Российская газета» опубликовала принятый вариант закона, значительно отличающийся от первоначального. И не в лучшую сторону…

Начать стоит с того, что первый вариант закона предусматривал создание в России системы техосмотра по европейскому образцу. Основные положения закона — проведение техосмотра независимыми мастерскими, ответственность мастерских в случае ДТП по их недосмотру и возложение контроля и аккредитации за всеми процессами на МВД.
Последнее и смутило депутатов. Поскольку МВД находилось не в фаворе, вручать ему бразды правления снова никто не хотел. Проект отправили на доработку, а затем в политических кругах началась закулисная возня, вылившаяся в неоднократные отсрочки в рассмотрении изменений. Вместо положенного месяца проект закона пинали целый год. И теперь, когда он оказался принят, стало ясно почему — из каждой строчки торчат «уши» страховщиков.

Некоторые положения закона остались неизменными:
— новые автомобили техосмотр проходить не будут, автомобили в возрасте 3-7 лет будут проходить техосмотр каждые два года, затем — ежегодно;
— пройти техосмотр можно будет в любом регионе России вне зависимости от места регистрации транспортного средства
— штраф за отсутствие талона составит 500 руб.;
— на устранение выявленных нарушений даётся 20 дней. После устранения нарушений владелец автомобиля вынужден будет снова проходить осмотр, но только тех узлов и систем, работа которых ранее не устроила эксперта;
— купить полис ОСАГО без предъявления талона о прохождении техосмотра будет невозможно;
— пункт технического контроля должен оплатить ущерб, причинённый в результате ДТП, если оно произошло из-за технической неисправности, не выявленной на ТО.

Но затем начинается самое интересное. Вместо МВД заниматься аккредитацией пунктов техосмотра будет… Российский союз автостраховщиков (РСА). Разумеется, не бесплатно. Помимо прочего это означает, что РСА, не имевшему никакого отношения к техосмотру в прошлом, придётся организовать соответствующую структуру, разработать правила аккредитации, найти специалистов. Всё это стоит немалых денег, и нет сомнений, что перечисленные затраты лягут на плечи автовладельцев в том или ином виде — повышении ли стоимости техосмотра, удорожании ли полиса ОСАГО. В свете слухов о том, что страховщики всерьёз намерены в ближайшем будущем «продавить» увеличение базовых ставок по ОСАГО, сделать это не составит для них никакого труда.

Кроме того, первым вариантом закона предусматривался порядок, при котором пункты техосмотра должны ежегодно делать взносы в специальный фонд, из которого предполагалось выплачивать ущерб пострадавшим в ДТП из-за некачественного техосмотра. В конечной же редакции этот пункт исчез. То есть, теперь пункт техосмотра остаётся один на один с перспективой оплачивать ремонт какого-нибудь дорогого внедорожника или новенького представительского Mercedes. А это ненавязчиво подталкивает владельца пункта к страхованию своей ответственности… в одной из компаний-членов РСА. И деньги при наступлении страхового случая из неё ещё надо будет суметь вытянуть!

При этом сам РСА ни за что не отвечает — по закону это своего рода объединение «по интересам», а не коммерческая компания. А потому с него при любом раскладе взятки гладки — «крайним» всегда будет рядовой эксперт на пункте контроля.
Абсурдность решения доверить контроль многомиллионного рынка осмотра технически сложных товаров страховщикам очевидна. Тем не менее, это не смутило депутатов «Единой России», внёсших соответствующие поправки в закон. Поэтому если во всех странах за безопасность на дорогах отвечает государство или объединения технических центров, то в России за этим будут следить коммерсанты. Возможно ещё и потому, что государство не проявило интерес к техосмотру, а в независимые союзы мелкие игроки рынка объединятся ещё не научились.

По сути, этим законом деньги, крутящиеся на рынке техосмотра автомобилей, перешли из карманов МВД в карманы страховщиков. Но если «силовиков» «убрали» по причине подозрения в коррупции, то нынешний закон проверки за антикоррупционность не проходил. И нет гарантий, что пройдёт.

Мы обратились к одному из работников пункта технического осмотра за комментариями. По его словам ничего хорошего новые правила техосмотра не принесут. Как минимум потому, что его стоимость возрастёт едва ли не вдесятеро. Если раньше достаточно было уплатить в кассу 300 руб. за квитанции, или 1000 руб. в карман эксперта, то теперь стоимость «официального» ГТО возрастёт до 2-3- тыс. руб., а «неофициального» — до совсем неприличных сумм.
Пока же никаких «внутренних» распоряжений или новостей, скрытых от глах обычного автовладельца, до них не доходило. И вряд ли дойдёт раньше следующего года.
До апреля этого года все пункты работали в штатном режиме, а затем началось затишье, продолжающееся по сей день. Некоторое оживление эксперты ожидают лишь с приходом 2012 г., а пик спроса на их услуги произойдёт в мае, когда за заветным талоном поедут все, кто решил воспользоваться президентской «амнистией». Тогда их ждут огромные очереди, а на техосмотр нужно будет записываться за неделю.