Страховщики осваивают техосмотр

Едва успел выйти закон о новых правилах техосмотра, как Российский Союз Автостраховщиков уже подсуетился и создал в своей структуре управление, которое займётся лицензированием станций техосмотра.

Помимо своих прямых обязанностей — регулирования взаимоотношений со станциями техосмотра и выдачи лицензий, управление займётся созданием единого общероссийского реестра, в котором будут отражены все автомобили, прошедшие техосмотр.

Вместе с тем, не все станции обязаны будут проходить лицензирование у страховщиков — только вновь созданные. Прочие же, имеющие лицензию, выданную ранее МВД, получат её автоматически.

Каждая новая станция должна соответствовать нескольким требованиям. Требуется наличие соответствующей технической базы, включая полный комплект измерительного оборудования, минимум одного технического эксперта и возможности ежедневной передачи данных о результатах техосмотра в центральную базу данных.

Кроме выдачи лицензий РСА оставила за собой право аннулировать их в том случае, если станция работает с нарушениями. Поводом для отзыва называются две подтверждённые жалобы от автомобилистов в год. Стоит напомнить, что в уже минувшие времена государственного техосмотра граждане также могли влиять на кадровую политику организаций, направляя соответствующие жалобы на действия того или иного инспектора. Этот механизм реально действовал и заставлял работников осмотрительнее относится к своим обязанностям. Как будет работать система отзыва лицензий РСА, и не будет ли она применяться для давления на те или иные организации — пока остаётся загадкой.

Бумажную работу — определение формы и порядка предоставления заявки — страховщики оставили государству. Оно должно успеть подготовить соответствующие документы до конца текущего года.

В течение двух лет — в 2012-13 годах автовладелец сможет самостоятельно решать, где ему проходить техосмотр — в МРЭО или на станции, заключившей договор с РСА. Затем ГИБДД отдаст техосмотр полностью на откуп коммерческим структурам. Правда, с учётом того, что сегодня 90% организаций, занимающихся техосмотром, и так являются частными предприятиями, этот процесс должен пройти незаметно.

Всё, что останется ГИБДД — проверка автомобилей, представленных для техосмотра, на угон. РСА утверждает, что инспектор ГИБДД, занимающейся подобной проверкой, будет находится на каждой станции. Но эти слова кажутся чересчур оптимистичными. Где найти такое количество инспекторов, чтобы удовлетворить спрос всех желающих «срубить бабла» на техосмотре (а их будет немало, поверьте)? Где разместить инспектора, если сама станция представляет собой железную будку и туалет в вагончике? Кто будет финансировать закупку оборудования и налаживание сети обмена данными, если сегодня инспектор ГИБДД даже на стационарном посту не всегда может подключится к серверу?

Вызывает вопросы и стоимость техосмотра. Ранее говорилось о 3000 руб., позже — о 2000 руб. Интересен принцип определения этой суммы. По словам тех, кто принимал новый закон, они отталкивались от стоимость нормо-часа в Москве, плюс стоимость самой квитанции. Итого и набегает как раз 2000 руб. Но ведь Россия на Москве не заканчивается. А в других регионах и доходы ниже, и стоимость нормо-часа дешевле. Справедливо ли уравнивать всех под одну гребенку?

Правительство, как и в случае с транспортным налогом, отдаёт право устанавливать цены на техосмотр региональным властям. Правда, те имеют право установить лишь «потолок», а конкретную цифру техцентры будут определять самостоятельно. Но ставка на рыночные отношения и конкуренцию здесь вряд ли сыграет. Почти наверняка по предварительной договорённости стоимость техосмотра будет установлена коммерсантами на высоком уровне, а тем, кто попытается сыграть на демпинге, объяснят, что так делать нельзя.

Очереди, которые со 100-процентной вероятностью образуются в мае, будут огромными. Во-первых, за заветным талончиком пойдут те, кто получил «амнистию» в этом году до июня 2012 г. Во-вторых, страховщики просто не успеют к тому времени проверить и раздать лицензии всем заинтересованным компаниям. Ещё не утверждена даже форма талона ТО, чего уж говорить о чётких требованиях к будущим соискателям лицензий.
Что предлагают страховщики для решения проблемы очередей? Они снова перекладывают груз отвественности на чужие плечи. Вот слова главы Российского союза автостраховщиков Павла Бунина: «Если где-то возникнет такая ситуация, то региональные власти должны будут обеспечить возможности для ведения подобного бизнеса юридическим лицам за счет различных, например налоговых, послаблений». То есть, очереди на станциях техосмотра — не наша забота, пусть региональные власти решают её из собственного кармана.

Вообще же, РСА по всей видимости, здорово подсуетился в нужный момент, поскольку новые правила техосмотра направляют в карманы его членов немалые суммы, но при этом абсолютно ни к чему не обязывают. Нормативно-правовой базой занимается государство, техосмотром — соответствующие техцентры. Они же несут всю ответственность, вплоть до потери лицензии, в случае каких-либо нарушений. Страховщикам же остаётся лишь выдавать лицензии (разумеется, не бесплатно), вести базу автомобилей, прошедших техосмотр и контролировать работу коммерсантов.
По сути, вся затея со сменой правил техосмотра обернулась переводом денежного потока из карманов МВД в карманы РСА. И, как многие изменения в России последних лет, это не сулит ничего хорошего для рядовых автомобилистов.

Дмитрий Фадеев