Обама договорился об экономии

Автомобили, выпускаемые в США с 2025 года, будут потреблять в среднем не более 4,32 л/100 км.

Белый дом и автоконцерны, работающие на североамериканском рынке, достигли соглашения, устанавливающего нормы потребления для легковых и грузовых автомобилей в период с 2017 по 2025 годы. Сейчас средняя норма расхода топлива составляет 8,8 л/100 км для легковых автомобилей и 9,8 литров на сотню для пикапов и внедорожников.

Бараку Обаме удалось договориться с американскими автоконцернами о принятии топливного стандарта, который будет действовать в период с 2017 по 2025 годы. Вечером 29 июля стало известно, что автокомпании приняли условия президента. Согласно документам, распространенным пресс-службой Белого дома, соответствующие договоренности достигнуты с руководством 13 крупнейших автомобилестроительных компаний.

В их число вошли Ford, GM, Chrysler, BMW, Honda, Hyundai, Jaguar Land Rover, Kia, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Toyota и Volvo. Эти компании производят в США более 90% всех легковых автомобилей и пикапов. Volkswagen и Daimler не принимали участия в переговорах.

«Соглашение о нормах потребления моторного топлива представляет собой наиболее важный шаг, направленный на то, чтобы уменьшить нашу зависимость от нефти», – цитирует Обаму The Detroit News.

По сообщению представителя Белого дома, соглашений с компаниями удалось достичь за счет возвращения к дифференцированным для легковых и грузовых автомобилей стандартам экономичности двигателей. В документе, принятом конгрессом в декабре 2010-го, который регламентировал топливные стандарты на период с 2011-го по 2016 годы, нормы потребления легковушками и грузовиками были унифицированы, что вызвало недовольство со стороны американской автомобильной тройки (Ford, GM, Chrysler), которая является крупнейшим производителем пикапов и внедорожников.

«Стандарт, предлагаемый Вашингтоном, является сложной, но вполне достижимой целью. Я думаю, мы сможем», – заявил после подписания соглашения глава Fiat-Chrysler Серджио Маркионне.

«Теперь Ford может сказать, что в состоянии предложить потребителям легковую и грузовую продукцию, которая будет соответствовать установленным правительством требованиям», – прокомментировала представитель Ford Сью Сишке.

Стандарты экономичности двигателей являются частью президентской программы Obamacare и головной болью для автомобильных компаний, работающих в США. В рамках принятого сенатом документа, регламентирующего экономичность двигателей (срок действия до 2016 года), автопроизводители должны снижать потребление бензина автомобилями в среднем на 5% ежегодно, чтобы к 2016 году соответствовать установленным 6,71 л/100 км.

Однако настоящий скандал разгорелся после того, как Барак Обама поставил вопрос о принятии стандартов экономии топлива, которые будут действовать в период с 2017 по 2025 годы. Официальный Вашингтон, проводя политику отказа от нефти, не шел на компромисс, вынуждая автопроизводителей принять необходимую правительству цифру – 3,78 л/100 км.

Это вызвало недовольство не только среди автоконцернов, но и среди политических менеджеров. Группа из 15 губернаторов подготовила официальное письмо в министерство транспорта и министерство по охране окружающей среды, в котором говорилось, что принятие нормы в 3,78 л/100 км убьет американский автопром в грузовом сегменте и лишит работы людей, занятых в автопроизводстве.

«Если топливные стандарты будут повышаться слишком быстро, это вызовет удорожание автомобиля. Потребители, которые планировали приобрести машину, будут дольше эксплуатировать старую, что приведет к сокращению рабочих мест на производствах», – говорилось в письме.

Между тем президент американского профсоюза рабочих автомобильной промышленности (United Auto Workers, UAW) Боб Кинг, также подписавший соглашение с президентом, заявил, что профсоюз достиг положительных результатов в переговорах с автокомпаниями, касающихся гарантий американским рабочим.

Окончательный проект топливных стандартов-2017/2025 будет представлен сенату в сентябре 2011 года. После этого начнется его обсуждение. Принять документ конгрессмены намерены в июне 2012 года.

Пока текст соглашения неизвестен, однако можно предположить, что автопроизводители предусмотрели в нем для себя некоторые лазейки, вроде той, которой они пользуются сейчас. Дело в том, что речь идет о среднем расходе топлива не каждой отдельной модели, а всего модельного ряда компании, продающегося на американском рынке. То есть, два внедорожника в гамме, жрущие по 20 л. на «сотню», вполне компенсируются парой малолитражек под тем же брендом. Таким образом, компании выпускают на рынок для подстраховки «гибридные» или дизельные модели с малым расходом, и продолжают зарабатывать деньги на машинах, потребляющих углеводороды в любых доступных количествах.

Кроме того, существует возможность «поиграть» с расходом топлива во время цикла испытаний, чтобы «втиснуть» его в рамки правительственных требований. Дело в том, что расход топлива проверяется по единой программе, в которой расписаны продолжительность, скорость, обороты мотора, номера передач, интенсивность торможений и т.д. Зная все это, не составляет труда таким образом настроить программу управления мотором, чтобы машина показывала наименьший расход именно в описанных условиях. При этом реальный расход будет значительно отличаться от расхода паспортного.

Таким образом, не стоит думать, будто в Америке в 2025 г. машины научаться питаться святым духом, а автопроизводители честно ринуться вкладывать деньги в малоперспективные, но очень дорогие разработки. Скорее, в дело пойдут электромобили, автомобили на топливных элементах, гибриды и прочие машины на альтернативном топливе, которые не будут приносить компаниям большие деньги сами, но позволят зарабатывать их на привычных бензиновых и дизельных машинах.

gazeta.ru, Дмитрий Фадеев