Их нравы. Египет

Многие считают, что культура на дорогах и состояние дорожно-транспортной сети в России далеки от идеальных. Однако, если сравнить с Египтом, могу с уверенностью сказать — кое-что у нас ещё хуже.

Дороги

Безусловно, мягкий теплый климат, отсутствие осадков и нулевая влажность благоприятно сказываются на состоянии дорог. Но как бы то ни было, даже в Каире в каком-нибудь третьесортном переулке асфальт даст сто очков вперёд большей части самарских «магистралей». А, например, в отстроенном «с нуля» курортном Шарм-эль-Шейхе 95% дорог напоминают бильярдный стол.

Правда, с разметкой у египтян дело не столь радужно — в этом вопросе им ещё далеко до Европы, но стремление исправиться заметно.
Другой аспект, о наличии которого нам остается только мечтать — освещение. Вы не поверите, но даже узкая двух полосная асфальтовая лента, вьющаяся по грязной пустыне в сотне километров от ближайшего города, имеет полноценные мачты освещения по обеим сторонам на всём своём протяжении.

О самих городах говорить вообще не стоит, поскольку в том же Шарм-эль-Шейхе таксисты даже ночью пользуются исключительно габаритными огнями. На вопрос, почему они не пользуются фарами, один из них на смеси русского и английского ответил: «Так дороги же освещаются! Всё видно. А свет фар только слепит и мешает следить за дорогой».

Из других местных особенностей стоит отметить дорожные знаки, украшенные лампочками как новогодняя елка, и практически полное отсутствие светофоров даже в крупных городах.

Организация движения

Да-да, как бы это не казалось странным, но даже 18-миллионный Каир прекрасно обходится без них. Я пробыл в Каире целый день и за всё это время на глаза попались лишь 5-6 «светофорных объектов».И это притом, что, по словам местных жителей, город буквально задыхается в пробках.

Правительство страны делает всё возможное, чтобы разгрузить дороги — город опутан сетью 2-3-уровневых развязок и путепроводов, значительная часть улиц переведена на односторонее движение, действует самый длинный в мире подземный тоннель, в кратчайшие сроки, буквально комсомольскими темпами было построено метро с 60-ю станциями. Но глобально решить проблему движения даже эти меры пока не в состоянии отчасти ещё и потому, что далеко не все работающие в Каире, в нём же и живут. Ежедневно более 5 млн. человек приезжают из окрестных городков и посёлков на собственных машинах, что утром и вечером превращает въездные магистрали в многокилометровое море автомобилей.

Правда, я не знаю, что именно имеют в виду египтяне, когда говорят о пробках. Поскольку даже в «час пик» на то, чтобы пересечь город из конца в конец, у нас ушло немногим больше времени, чем на тот же самый путь в Самаре.
Незаметны на улицах города и дорожные патрули. Никто не регулирует движение, не устраивает засад, не дежурит за углом с радаром и, тем более, не останавливает машины «для проверки документов».

В крупных городах полицейские патрулируют улицы, как правило, на мотоциклах. В городках помельче — на пикапах, у которых в кузове стоит будка на 6-8 человек, иногда встречаются даже патрульные на верблюдах (местный колорит).Дорожный пост, если он и случается, как правило, организован с помощью двух патрульных машин, перекрывающих половину дороги, и сгоняющих редкий поток в один ряд.

Дорожные нравы

Отсутствие светофоров и знаков приоритета обуславливает специфическую манеру вождения. Происходящее на дороге можно назвать «упорядоченным хаосом», когда каждый автомобиль движется сам по себе, но при этом вместе со всеми движется в одном направлении. Порядок простой — кто успел втиснуть нос в щель — тот и проехал первым.

Пересечь три ряда поперёк потока, чтобы оказаться на одну машину ближе к концу пробки или занять пространство, которое ровно на два сантиметра шире твоей машины — вещи само собой разумеющиеся. Причём, подобные фокусы демонстрируют не только водители легковушек, но и больших автобусов и грузовиков.

Всё это сопровождается почти непрерывным гудением клаксонов, которое буквально висит над городом. Но при этом какой-то озлобленности или ругани практически нет — всё происходит буднично.

Разумеется, при таком движении невозможно обойтись без столкновений. Редкий автомобиль не несёт на себе «боевых» шрамов. На мелкие повреждения и царапины египтяне не обращают внимания, а что-то крупное выправляют на глазок. В результате автомобили напоминают мячи для гольфа — здесь вмятинка, тут — криво восстановили, а тут — бордюр задели. Правда, когда египтяне успевают получить подобные повреждения осталось загадкой — за несколько дней я не видел ни одной аварии. Хотя, учитывая среднюю «продолжительность жизни» каждого автомобиля, за этим дело не станет.

Автомобили

Низкий уровень жизни населения и специфические условия эксплуатации с нулевой влажностью и хорошими дорогами обуславливают особый вид египетского автопарка. На дорогах царствуют автомобили 70-80 годов прошлого века, в основном — FIAT, SEAT, Renault, Peugeot. Новых автомобилей очень мало, как правило встречаются Hyundai, машины японских марок и европейских, в основном — Mercedes-Benz.

Практически все крупные производители имеют в городах своих дилеров, однако какой-то пыльный и потасканный вид зданий и унылое запустение в шоу-румах наводят на мысль, что дела у них идут не лучшим образом. Ни о каких отдельно стоящих зданиях, стеклянных дворцах и больших площадок товарных автомобилей нет и речи — недостаток зданий вынуждает даже представителей престижных брендов селиться в нижних этажах жилых зданий.

Наиболее современный транспорт в Египте — туристические автобусы всех мастей, от междугородних лайнеров (в основном — на шасси Mercedes), до небольших 20-местных «летучек» марок Toyota и Mercedes.

Роль общественного транспорта в крупных городах исполняют микроавтобусы времён зари коммунизма — чешские Zuk и “фольксвагеновские» заднемоторные «транспортеры». Знакомую «газелевскую» проблему вечно ломающихся сдвижных дверей суровые египетские «маршрутчики» решают кардинально — они её вообще не закрывают! Помимо прочего это обеспечивает вентиляцию салона и возможность входить и выходить практически на ходу, не тратя время на остановку.

Зато в египестких городах трамваи и троллейбусы отсутствуют как класс. А вместе с ним отсутствуют торчащие из асфальта рельсы, скопище проводов и другие проблемы.

А вот с грузоперевозками дело обстоит иначе — многотонных грузовиков и «фур» практически нет, а все перевозки между городами осуществляются на небольших 3-5тонных грузовичках, как правило, японских марок. Причём, грузят на них не просто много, а очень много — тюки наложены горкой вдвое выше кабины, а сверху к ним ещё и привязаны разнообразны свёртки. Если дело происходит в городе, поверх всего этого сидят один или два человека — то ли грузчики, то ли охранники.

Работу наших развозных «газелей» выполняют безумно популярные у египтян японские пикапы всех мастей. Помимо них к делу доставки срочных грузов подключён и двухколёсных транспорт — мотоциклы, в которых душа еле теплится, и мотороллеры — аналоги знаменитой Vespa. На них перевозят почту и газеты, овощи, фрукты, свежее мясо и рыбу в многочисленные отели.

Стоимость и содержание

Стоимость новых автомобилей в Египте немногим ниже, чем в России, а вот цены на вторичном рынке слегка озадачивают. Поскольку население небогато, именно рынок подержанных автомобилей является основным. С учётом местной специфики наибольшей популярностью пользуются большие, солидны и прочные автомобили, пусть даже весьма преклонного возраста. Один наш знакомый приобрел Mercedes W123 начала восьмидесятых за $7000, и считает это удачной покупкой. Ведь это же Mercedes! Для сравнения — однокомнатная квартира площадью 60-70 м2 в самом дешёвом рабочем районе Каира стоит порядка $17500.

Плата за парковку - принудительная. Пока не уплатишь, с места не уедешь.

Да, автомобиль в Египте всё-таки роскошь. Зато его содержание обходится в копейки. Мойка стоит на наши деньги 25-30 руб., бензин — 5-6 руб. Если опираться на российские реалии, последнее наиболее удивительно — ведь главная часть доходной части бюджета страны складывается тоже из экспорта нефти! Но при этом — никакого дефицита и сказочные цены. К слову, на втором месте по сборам в бюджет находится пошлина за проход по Суэцкому каналу, на третьем — доходы от туризма.

Такси

На плечи такси в Египте возложена большая часть перевозок, а в курортных городах они являются едва ли не единственным средством передвижения. Как правило. Это универсалы Peugeot 504, обожаемые таксистами за наличие трёх диванов, на которых можно официально увезти аж 8 пассажиров и немного багажа. Не пустуют, особенно в крупных городах, и багажники на крышах, являющиеся непременным атрибутом любого автомобиля такси. В Каире и Александрии царствуют седаны Peugeot и FIAT, встречаются родные «классические» ВАЗы, корейские Lanos.Несмотря на то, что автомобили такси находятся в частном владении, все они обязательно несут соответствующую раскраску (жёлтым «петушком» с шашечками, как у нас, не отделаешься). В Шарм-эль-Шейхе она бело-голубая, в Каире — чёрно-белая и желтая, в Хургаде — белая.

Техническое состояние автомобилей — отдельная песня. Если кузов ещё кое-как держится, то натужное гудение двигателей, сопровождаемое подвываниями трансмиссии и побрякиваниями подвески прямо указывают на бурную жизнь. Прожитую этими автомобилями. На фоне этого неработающее освещение салона и приборы, показывающие погоду в Токио, не вызывают удивления. В крупных городах техническое состояние автомобилей такси получше, но это нисколько не умаляет их достоинств, как аттракциона для крепких духом.

Сиденья могут быть вытерты, стеклоподъёмники заварены намертво, а внутренняя обивка прикручена проволокой, зато весь салон будет украшен бахромой, занавесочками, половичками на креслах, наклеечками и различными блестящими штуковинами, первоначальное назначение которых остается загадкой.

Ездят таксисты на этом чуде нисколько не стесняясь его повсеместной ущербности. Заложить крутой поворот под визг тоненьких покрышек, ударить по тормозам, когда впечатлительные пассажиры уже потянулись за валидолом, держать дистанцию в три метра на скорости 80 км/ч — само собой разумеющиеся приемы вождения. Любая поездка сопровождается бодрыми восточными мотивами, доносящимися из разбитых кассетников, японских CD-приводов «made in China” и навороченных мультимедиа-комбайнов.

Но главным узлом в любом автомобиле Египта является клаксон. Если он не работает — ты не ощущаешь себя полноправным участником движения, на тебя не обращают внимания пешеходы и норовят подрезать даже водители автобусов. Потому что в Египте король на дороге не только тот, у кого машина больше, но и тот, у кого клаксон громче.

Дмитрий Фадеев


2 комментария to “Их нравы. Египет”

  1. Олег К:

    Потрясающая культура движения!!!!!!!!!!! Нам остается только нервно курить в сторонке….

  2. Антон С:

    Движение в Индии и Таиланде еще лучше, там о светофорах мало кто знает, но перейти дорогу в неположенном месте всегда можно, даже родственников твоих не вспомнят. а в Египте вместо светофоров(в курортной зоне) полицаи стоят и при виде пешехода останавливают движение)))


Copyright © 2011 "Самара Cегодня". "Авто в Самаре" - проект портала "Самара Сегодня"

Авторские права на размещаемую в новостных потоках информацию сохраняются за их правообладателями.
Перепечатка материалов разрешается только с указанием ссылки на наш сайт http://wwr.ru.
Спасибо за понимание и сотрудничество.

Контакты
Размещение рекламы