Обзор российского рынка за первую половину 2011 г. Часть 1.

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России выросли на 56% за первое полугодие 2011 г. В десятке лидеров по моделям среди легковых автомобильных марок по итогам первых шести месяцев 2011 – девять местного производства. Подробный обзор российского рынка.

То, что кризис миновал, стало понятно ещё в прошлом году, когда во второй половине года продажи неуклонно росли. Эксперты осторожно предсказывали стабильный рост в 2011 г., называя финальную сумму общих продаж в 2,35 млн. новых автомобилей. Однако итоги первой половины года показывают, что и эксперты были слишком пессимистичны за 6 месяцев было реализовано в полтора с лишним раза больше автомобилей, чем в прошлом году.

Отчасти — благодаря действию программы по утилизации старых автомашин, которую, из-за повышенного внимания со стороны автовладельцев, правительство неоднократно продлевало. Но в июне программа закончила свою деятельность. Осталось лишь раздать несколько десятков тысяч сертификатов за уже сданный хлам, и производители окажутся один на один с рынком. В первую очередь это касается АвтоВАЗа, который получил наибольшую выгоду от действия госпрограммы. Но и ряд иностранных производителей столкнуться с необходимостью компенсировать падение продаж. Неслучайно же, из 10 самых популярных моделей, 9 производятся в России.
На относительные цифры свой отпечаток накладывает и тот факт, что продажи в первой половине прошлого года ещё оставляли желать лучшего. Второе полугодие в этом отношении было заметно более успешным, а, значит, что и темпы роста продаж в 2011 г. по сравнению с 2010 г. замедлятся.

Влияние этого фактора уже чувствуется. Если в мае рост составлял 48%, в апреле — 42%, а в марте — и вовсе 77%, то в июне данный показатель упал до 40%.

Тем не менее, многим производителям удалось значительно превысить свои прошлые показатели. Некоторым маркам за прошедшие 6 мес. удалось продать столько же автомобилей, сколько в кризисном 2008 — за все 12 мес.

Первая десятка

В первой десятке ожидаемо оказался АвтоВАЗ, держащий пальму первенства со времён царя Гороха — 291 540 автомобилей, что на 31% больше, чем за тот же период прошлого года. Из них 55 тысяч было продано в июне.

На втором месте, с заметным отставанием, находится Chevrolet, не первый год держащее это место благодаря продажам Chevrolet Niva, включённым в общую сумму продаж марки. Вот и на этот раз из 81 527 машин на долю Niva приходится 22 873 штуки, или 28%. В любом случае, марка показала рост в 54%, а три её модели (помимо Niva) оказались в двадцатке самых продаваемых — это Lacetti (20 299 — 13 место), Aveo (18 094 — 17 место) и Cruze (15 583 — 20 место).

За третье место развернулась настоящая борьба — Renault, Hyundai и Kia разделили какие-то полторы тысячи машин — результат двух дней работы дилеров любой из этих компаний. Как бы то ни было, пусть и с трудом Renault удержал третью строчку — 74 337 машин с хорошим показателем роста по отношению к прошлому году — 76%. Однако темп Hyundai ещё выше — плюс 91%, почти двукратный рост продаж! К успеху компанию ведёт модель Solaris. В июне это был самый продаваемый иностранный автомобиль в России, а всего за полгода реализовано 40 351 автомобиль (всего же за полгода Hyundai продал 73 813 машин). И это — с учётом того, что активные поставки Solaris покупателям начались лишь в марте. Именно из-за этого Renault со своим Logan, на который существует постоянный высокий спрос, смог обойти корейцев в рейтинге. Тем не менее, если учитывать темпы, в следующем месяце и Solaris, и Hyundai обойдут французов.

Kia впервые за много лет проиграла «материнской» компании — 72 901 автомобиль (+59%). Лучше всех по-прежнему продаётся Rio — 24 455 машин. Несмотря на возраст, модель показала 89-процентный рост продаж. Неплохи дела также у C`eed (14 526 машин, +38%) и Cerato (12 409, +180%).

Идущий следом Nissan продемонстрировал наибольший рост продаж в первой десятке — + 119%, что вылилось в 59 374 машины и позволило обойти конкурентов из Toyota, реализовавших 57 615 автомобилей (+86%). Факт знаковый, и почти наверняка подобное соотношение сил в этой паре сохранится до конца года.

Однако уже осенью обе японские компании с высокой долей вероятности окажутся позади Ford. По итогам года компания продала 53 556 машин, и темпы роста относительно невелики — 36% (худший показатель в первой десятке среди иностранных марок), однако тенденция внушает уверенность — в июне было продано 12 867 «фордов», что почти на 3 000 штук больше, чем Nissan, и на 4 500 — чем Toyota, у которой — один из самых низких показателей роста по итогам месяца среди всех участников рынка — всего7%.
Замыкают десятку Volkswagen и Daewoo. Немцы впервые поднялись на столь высокое место благодаря двукратному росту продаж — 45 517 машин вместо 22 534 в первом полугодии 2010 г. Локомотивом продаж, как и в случае с Hyundai, выступает «бюджетный» седан — Polo. В сумме с хэтчбеком он разошёлся в количестве 20 058 штук, что составляет 44% от общего числа проданных машин. Неувядающая Daewoo со всеми своими двумя моделями не только хорошо держится на плаву, но и смеет показывать 40-процентный рост. Преследователям в лице ГАЗ, Mitsubishi и Skoda она не по зубам.

Премиум-класс

В премиум-классе лучше всего дела идут у Mercedes-Benz. Правильная ценовая политика и постоянное обновление модельного ряда позволяют второй год подряд оставлять позади конкурентов из BMW и Audi. За полгода Mercedes продал 13 090 автомобилей, что на 71% больше, чем в 2010 г. BMW держится второй — 12 583 машины (+29%), Audi в который раз третья — 11 757 штук (+24%). И если судить по темпам, подобный расклад сил не изменится и к концу года — в июне «трехлучевые» продали 2 902 машины, BMW – 2 803, а Audi — 2 221, показав рост в 745, 41% и 23% соответственно.

Японские конкуренты из Lexus очень далеко — продано 7 231 автомобиль (+72%), из них 961 (+11%) — в июне. Почти наверняка, если не в августе, то в сентябре их обойдёт Volvo. За полгода шведы, принадлежащие китайцам, продали 6 801 машину (+64%), из них в июне — 1 514 (+54%).

Замыкают «премиумный» рейтинг Land Rover (5 981, +52%), Infiniti (3 190, +74%), Cadillac (1 220, +168%), Porsche (1 035, +63%) и Jaguar (483, +24%) Стоит отметить, что из десяти перечисленных компаний лишь у трёх темпы роста продаж ниже, чем в целом по рынку. Средний же показатель роста по «премиум»-классу составляет 64% — в полтора раза больше, чем средний показатель по всем маркам. Это ещё раз говорит о том, что спрос на машины дорогих марок подвержен меньшим колебаниям, чем на модели «массовых» брендов.

Китайцы

Восточные соседи, не к добру будут помянуты, тоже чувствуют себя на растущем российском рынке как рыба в воде. Первым среди них стал Lifan, обогнавший даже Lexus — 7 544 автомобиля. Что говорит о том, что дураков у нас больше, чем богатых. Но это единственный по-настоящему ощутимый успех производителей из Китая. Ибо все остальные плетутся в хвосте списка. Great Wall – на 36 месте (2 682 автомобиля, +135%), Chery – на 38-ом (2107 машин, -53%), Geely — на 39-ом (1846, +66%), Haima — на 40-ом (1324 автомобиля).

Неудачники

В прошлом году нас покинули несколько марок — Alfa Romeo, китайский BYD, чьё будущее ещё недавно виделось безоблачным, почивший в бозе Hummer и балансирующий на краю пропасти SAAB. В этом году ни одна из этих марок на российский рынок не вернулась.

Помимо уже упоминавшейся Chery полугодие в «минусе» закончили ещё несколько компаний — Honda (9 529, -5%), Dodge (продано 106 машин, -12%), Chrysler (покупателей нашли всего 39 автомобилей, -64%) и ТагАЗ.

На ТагАЗе производство практически всех автомобилей свернуто, за исключением Tager и Road Partner, да и те выпускаются в очень ограниченных количествах, практически под заказ. В результате покупателям передано лишь 714 машин, что на 86% меньше, за первое полугодие 2010 г. Ставка делается на бренд Vortex, выведенный в отдельную статистику. Под эти именем выпускаются Estina (бывший Chery Fora), Tingo (бывший Chery Tiggo) и Corda (бывший Chery Amulet). Вот у него дела идут заметно лучше — за полгода продано 6 193 автомобиля, вчетверо больше, чем годом ранее.

Дмитрий Фадеев, по материалам АЕБ
Фото производителей


Comments are closed.


Copyright © 2011 "Самара Cегодня". "Авто в Самаре" - проект портала "Самара Сегодня"

Авторские права на размещаемую в новостных потоках информацию сохраняются за их правообладателями.
Перепечатка материалов разрешается только с указанием ссылки на наш сайт http://wwr.ru.
Спасибо за понимание и сотрудничество.

Контакты
Размещение рекламы