Ситуация на российском авторынке стабилизируется. Полуторакратный весенний рост сменился 27% процентами прибавки в октябре. Продажи ВАЗовских моделей падают, иномарки продолжают идти вверх.
Первая десятка
Первое место по продажам в России по-прежнему занимает ВАЗ – 493 187 машин за 10 мес, что на 17% больше, чем в прошлом году. Завершение программы утилизации больно ударило по его успехам – классические модели, которые в огромных количествах расходились по сертификатам, в октябре потеряли почти 60%. Упали продажи «Приор» и «Калин», и лишь «Самары» продолжают прибавлять в весе. Но седан 2115 снимают с производства, а хэтчбеки отправят в ссылку в Ижевск, освобождая место для «Гранты». В результате, продажи ВАЗа в октябре упали на 3%.
Chevrolet, благодаря успехам «Нивы» (42 075 машин, +75% в октябре и +55% по итогам 10 мес.), прочно удерживает второе место – продано 142 033 автомобиля (+55%). Неплохо продаются также Lacetti (34 635, +36), Cruze (30 683, +111;) и Aveo (24 519, +34%). Хотя, последняя модель в ожидании старта нового поколения, в октябре потеряла разом 47%. В следующем году на рынок выйдут хэтчбек Cruze, седан Malibu, купе Camaro, обновленная Captiva, поэтому за позиции Chevrolet можно не переживать.
Третье место осталось за Hyundai – 129 698 машин (+88%), из которых больше половины приходится на Solaris, который является самой популярной иномаркой на российском рынке. Мало того – в октябре Hyundai продал больше всех автомобилей из представителей иностранных брендов – 15 537. На втором месте Chevrolet – 15 134, на третьем – Kia (14 771). Осенью компания представила новую Elantra, но квота на 2011 г. лишь 2 000 машин, да и в следующем году ситуация не сильно изменится. Отчасти компенсировать это должны новые модели, которые компания обещает представить в 2012 г. Им придется также компенсировать и снижение популярности Solaris, который обязательно потеряет часть покупателей из-за старта продаж соплатформенного Kia Rio.
Kia стала третьей – 127 081 (+45%). Основу успеха по-прежнему составляет Rio, который от смены поколений только выиграл, прибавив в октябре 114%, а за 10 мес. – 54%. Cee`d с результатом 24 378 машин (+11%), остается стабилен, а вот продажи Cerato в октябре упали вдвое.
Renault, несмотря на 67-процентный рост, уступил корейской паре – 125 327 машин. Стабильный спрос на Logan (68 359 автомобилей, +36%) поддерживается успехами Sandero (35 159, +158%). Остальные модели продаются в несравнимо меньших количествах. Видимо, рывок к лидерам откладывается до начала выпуска машин на «ИжАвто». Но это произойдет еще нескоро.
Остальные отстают далеко, но на судьбу тоже пожаловаться не могут. Nissan не может похвастать какой-либо ударной моделью (самая популярная машина этой марки, Quashqai, разошлась тиражом 27 085 автомобилей), но высокий спрос на весь модельный ряд позволил компании продать 107 723 машины, прибавив 79%.
Некогда попадавшая в тройку Toyota нынче борется за 7-е место. 94 849 автомобилей (+51%) за 10 мес. – это всего на 1 200 машин больше, чем у Ford, который благодаря высочайшей популярности нового Focus, стремительно нагоняет упущенное в течение года. В октябре «голубой овал» продал 11 390 машин, в то время как Toyota – 9 149. Поэтому уже по результатам ноября можно ожидать от этих компаний смены позиций.
9-е место занимает Volkswagen, и у него тоже есть шансы вмешаться в эту борьбу. В октябре компания продала еще больше автомобилей – 12 100 (+86%), что учитывая общий результат 91 010 штук (+100%), обещает нам интересную концовку года.
А замыкает десятку Daewoo, которая, как Ленин, живее всех живых. Популярность Nexia и Matiz не падает (+30% у обеих моделей), что вылилось в 79 479 автомобилей, проданных в 2011г.
Премиум-класс
В этом классе все еще более спокойно и стабильно. Лидирует Mercedes-Benz – 23 930 машин (+56%). Но темпы роста снижаются. В октябре прибавка составила лишь 35%, что позволило BMW, совершившей 56-процентный октябрьский рывок, несколько сократить отставание – 22 423 машины (+35%). Тем не менее, более чем уверенно можно говорить о том, что год они закончат на этих же местах.
Audi уступает все больше. Октябрьский рост – 33%, по итогам 10 мес. – и вовсе 26%, общий результат – 19 678 автомобилей. Зато её позициям ничто не угрожает. Несмотря на скачкообразный рост успехов (+86%), результат Volvo далек – 14 242.
Lexus – единственная компания в премиум-классе, потерявшая в продажах по итогам октября (-4%). Тем не менее, общий рост за 10 мес. Составил 32% и вылился в 11 381 проданный автомобиль.
Следом идет Land Rover – 10 159 (+32%), затем – Infiniti (+51%). Cadillac показал двукратный рост (2 182), Porsche – 48-процентный (1 894). Jaguar растет вместе со всеми – 887 машин (+27%).
Китайцы и прочие
Успехи китайских компаний и им сочувствующих не отличаются стабильностью. Бренды появляются на рынке и исчезают, чтобы через год вновь выйти из тени. Скачки в 40-50 процентов как в плюс, так и в минус, для них – обычное дело.
Лучше других идут дела у Chance – 16 737 машин (+15%), но в октябре бренд потерял 4%. Lofan, выведя на рынок стайку новых моделей, повысил продажи втрое – 14 480 автомобилей (+145%). Октябрь тоже принес радостные +72%, но шансов обойти украинских соперников нет никаких.
Бренд Vortex, под которым продаются собираемые на ТагАЗе бывшие китайские Chery, твердо занимает третье место – 11 385 (+58%). Но в октябре продажи рухнули аж на 44%. Украинских бренд Bogdan, продающий вазовские «десятки», вышел на результат 7 069 машин (+4%).
Chery, несмотря на 20-процентную прибавку в октябре, все равно упал за 10 мес. на 33% — 5 359. Зато Geely потирает руки – 3 992 машины (+225% в октябре и +174% в целом). Да и Haima не может жаловаться на судьбу. Компания закрепилась-таки на российском рынке и продала 2 664 автомобиля. BYD восстал из пепла — если в прошлом году было продано только 77 машин, то в этом – уже 1 485. А вот ТагАЗ продолжает лихорадить. Продажи упали на 82% и составили лишь 1 322 штуки против семи тысяч год назад.
Итоги
Всего за 10 мес. 2011 г. в России было продано 2 162 504 автомобиля, что на 43% больше, чем за тот же период прошлого года. Из них в октябре – 240 865 машин, против 189 516 в прошлом году.
Из 10 самых продаваемых на рынке моделей девять производятся в России. Да и Nexia, занимающую 9-е место, тоже можно отчасти считать «нашей».
Можно ожидать, что по итогам 2011 г. рост продаж составит более 30%,что выльется в 2,55 млн. машин. Прогноз на 2012 г. – 2,8 млн., что позволит вернуться к уровню докризисного 2009 г., когда было продано 2,9 млн. автомобилей.
Дмитрий Фадеев
Фото: r93.ru