Российский автомобильный рынок продолжает замедлять темпы роста и входит в привычное русло. Но это не мешает компаниям вести отчаянную борьбу за первый места в рейтингах продаж.
Первая десятка
Первое место с хорошим запасом удерживает, разумеется, АвтоВАЗ. Все четыре его модели возглавляют рейтинг продаж, и эта ситуация, вероятно, не изменится еще лет двадцать. Несмотря на то, что в сентябре рост продаж показал нулевой результат, по итогам 9 мес. Своих покупателей нашли 443 917 машин, что на 20% больше, чем в прошлом году, и в 3,5 раза больше, чем у ближайшего преследователя – Chevrolet.
Американо-корейская компания в сентябре продала на 44% больше автомобилей, а за 9 мес. — на 57%, остановившись на результате 126 899 штук. В первой 20-ке самых популярных моделей на рынке – сразу четыре модели Chevrolet, а в качестве основного нападающего играет Niva, которую компания записывает в свою статистику – 36 430 внедорожников.
На второе место выбрался Hyundai – 114 161 машина, что говорит о 86-процентном росте, почти вдвое больше, чем в среднем по рынку. Застрельщиком успеха корейской компании стал Solaris, обеспечивший больше половины всех продаж.
Собрат по концерну Kia все-таки пал – упорная борьба на протяжении трех кварталов закончилась не в его пользу, и он остался на 4-ом месте – 112 310 машин (+ 44%). Сказалась смена поколения модели Rio – с 1 сентября начали принимать заказы на новый седан, поэтому продажи хэтчбеков предыдущего поколения упали сразу втрое, что и предопределило проигрыш.
Kia вряд ли сможет побороться за третье место – слишком уж разогнался Hyundai, который сможет притормозить только смена поколений модели Elantra – дилеры распродают остатки старых Elantra, а квота на новые составляет всего 2 000 штук.
Kia стоит больше подумать о том, как обезопасить себя от Renault. Во французском королевстве все спокойно – Logan делает продажи, Sandero выступает на подтанцовках, что в результате принесло 111 720 машин, что на 72% больше, чем за тот же период прошлого года. Отставание в 600 машин от корейцев Renault вполне способен покрыть за оставшиеся три месяца. Борьба обещает быть жаркой.
Следом с приличным отставанием держится Nissan – 94 052 машины (+ 84%), из которых почти четверть приносит Quashqai. А вот за седьмое место на финише сезоне может развернуться нешуточная схватка между Toyota (85 700, + 55%) и Ford (82 286, + 35%). Разрыв между ними существенный, но, если учесть, тот факт, что каждый месяц Ford продает на тысячу с лишним машин больше, чем Toyota, по итогам года он вполне может обойти японцев. Особенно, если не будет перебоев с поставкой Focus 3-го поколения, который приносит основной доход.
Стремительно взлетевший Volkswagen (+ 102%) закрепился на 9-ом месте – 78 910 машин, а неувядающая Daewoo замыкает десятку – 71 623 (+ 31%).
Премиум-класс
Сектор дорогих и престижных открывает Mercedes-Benz. Продано 21 225 машин, что на 60% больше, чем в прошлом году. Это наивысший успех компании за все время пребывания на российском рынке. В сентябре своих покупателей нашли 3 001 автомобиль, и если так пойдет дальше, немцы смогут преодолеть психологическую отметку в 30 000 машин.
BMW отстает ненамного – 19 673 автомобиля ( + 32%), но шансов догнать Mercedes-Benz просто не имеет – в сентябре продано на 551 машину меньше, и нет причин для того, чтобы ситуация резко поменялась.
Audi прочно осело на третьем месте – 17 803 машины (+25%). Остальные – ещё дальше. Volvo продала 12 307 автомобилей (+ 79%), Lexus – 10 339 (+ 37%), Land Rover – 9 072 (+32%), Infiniti – 4 515 (+ 52%).
Прочие считают не тысячи, а сотни машин. Cadillac достиг отметки 1 955 (+ 125%), Porsche – 1 574 (+ 38%), Jaguar – 761 (+ 17%).
Китайцы и прочие
Из альтернативных компаний лучше других себя чувствует бренд Chance. Бывший Daewoo Lanos разошелся в количестве 15 152 штук (+17%). Зато Lifan показал отличный рост — +159%, что дало ему 12 893 автомобиля. Бренд Vortex, под которым продаются собранные на ТагАЗе китайские машины, реализовал 10 221 машину, что ровно вдвое больше, чем в 2010 г. Но проблемы с поставками уже начали ощущаться – в сентябре, например, было продано автомобилей даже меньше, чем год назад.
Стабильным остается и положение украинского «Богдана» — 5 989 машин (- 1%). Дела Chery по-прежнему не ладятся, продажи упали на 43%. Смогут ли новые модели восстановить позиции фирмы, некогда бывшей лучшей среди китайских компаний?
Стремительно растут Geely и Haima – продано 3 289 (+ 165%) и 2 471 автомобиль соответственно. Восстал из пепла BYD – продано 1179 машин против 77 в 2010 г. А вот ТагАЗ продолжает загибаться – продажи упали на 84% и составили всего 1 095 автомобилей.
Модели
Список 25 самых успешных моделей на российском рынке возглавляет «Калина» — 109 785 штук (+ 49%). Но это, похоже, последний успех модели. «Приора» уже наступает на пятки (107 959, +20%) и до конца года почти наверняка выйдет на первое место. А в 2012 г. на рынок выходит «Гранта», которая не только переманит к себе покупателей семейства «Самара», но и отнимет значительную часть у более дорогой «Калины».
Третье место занимает «классика»- 95 809 автомобилей (- 4%), четвертое – машины семейства «Самара» — 85 656, (+ 11%), выпуск которых скоро будет перенесен на другое предприятие.
Самой популярно иномаркой в России стал Solaris. За сентябрь продано 9 479 машин, а за девять месяцев – 66 378. И это – несмотря на практически пустые зимние месяцы, когда покупателям в общей сложности было отгружено лишь 5 000 автомобилей.
Несмотря на 40-процентный рост, Logan остался позади – 61 834 штуки. Focus словно не почувствовал смены поколений – продано 56 705 машин (+ 25%). Не собирается сдаваться и классическая «Нива» — 36 430 (+ 47%). Следом идут Nexia — 41 904 (+ 31%) и Niva.
Включив в статистику продаж модели Polo одноименный седан, Volkswagen добился самого впечатляющего роста — + 1287%, что вылилось в продажи 35 011 автомобилей. Из тех, кто не манипулировал цифрами, лучшим оказался Sandero — +186% (30 66 машин).
Главным неудачником стала компания Rio – три из четырех моделей в сентябре потеряли в продажах. Тем не менее, и Cerato, и Cee`d, и Rio улучшили прошлогодние показатели.
Подводя итог, можно сказать, что как и предсказывали аналитики, рост рынка сильно замедлился – в сентябре он составил всего 26%, в то время, как за 9 мес. – 45%. К концу года этот показатель упадет еще больше, и некоторые даже предрекают отрицательные показатели в декабре.
Завершившаяся программа утилизации и отказ правительства продлять выдачу льготных автокредитов на 2012 г. сыграют свою роль уже через несколько месяцев и, не исключено, в будущем году показатели будут уже не столь радужными.
Дмитрий Фадеев
Фото производителей