Серые кардиналы «Формулы-1»

8 июля 2011 Рубрика: История

Метки: , , , , , , ,

Их почти никто не знает в лицо. Мало кто слышал их имена. Когда гонщики обливаются победным шампанским, им достаётся лишь место под пьедесталом. Тем не менее, их вклад в успехи команды вполне сопоставим с вкладом пилотов. Сегодня я представляю пятёрку лучших конструкторов «Формулы-1».

5 место. Харви Постлтуэйт, Великобритания

Харви Постлтуэйт познакомился с гонками как инженер в возрасте 26 лет, поступив на работу в 1970 г. команду March. Однако первое время он занимался машинами «Формулы-2» и «Формулы-3». Лишь спустя три года его допустили к доводке шасси автомобиля March-731. А в 1974 г. он принял предложение лорда Хаскетта и возглавил конструирование машин одноимённой команды. Спустя год на его Haskett-308C Джеймс Хант завоевывает для команды первую победу.

Первый серьёзный успех приходит к Постлтуэйту в 1977 г. — Джоди Шехтер на созданном им автомобиле WR-1 выигрывает три Гран-При, становится вице-чемпионом мира, а дебютирующая в «Формуле-1» команда Wolf сходу занимает четвёртое место в кубке Конструкторов!

Wolf WR-1 1977 г.

Однако следующие два года не принесли особой радости, в 1979 г. владелец команды Вальтер Вольф потерял интерес к «Формуле-1» и Постлтуэйт был вынужден перейти в команду Fittipaldi двукратного чемпиона мира Эмерсона Фитипальди.

Пути Постлтуэйта и Ferrari сошлись лишь в 1982 г. Первый год в новой команде — и первый серьёзный успех — вице-чемпионское звание Дидье Пирони и победа в Кубке Конструкторов. О лучшем начале карьеры в самой известной команде «Формулы-1» трудно и мечтать. Следующие три года принесли ещё одно первое и два вторых места в зачёте производителей.

Харви покинул Ferrari после сезона 1987 г. и перешёл в Tyrrel, затем, в 1991 г. — в Sauber, который дебютировал в «Формуле-1» в 1993 г. В 1998 г. Постлтуэйт вывел в мир «королевских гонок» команду BAR, ставшей впоследствии заводской «конюшней» Honda.

4 место. Мауро Форгиери, Италия

Мауро Форгиери

Мауро Форгиери проработал в «Формуле-1» 20 лет. И все — на посту главного конструктора команды Ferrari. Форгиери попал в команду в 1962 г. после скандальной истории с отставкой его предшественника Кити. Тогда крутой на расправу Энцо Феррари, неудовлетворённый успехами команды, избавился от главного конструктора. Однако вместе с тем ушли из команды и инженер-аэродинамик Биццарини, и спортивный директор Тавони, а даже лидер команды — чемпион мира Фил Хилл.

Уже спустя два года созданная под руководство Форгиери Ferrari-158 помогла стать чемпионом мира Джону Сэртизу. В том сезоне 1964 г. он завоевал две победы.

Чемпионская Ferrari 158 Джона Сэртиза 1964 г.

Следующие модели Форгиери были не столь успешными. В течение 5 лет команде доставались лишь эпизодические победы, а лучшим местом в Кубке Конструкторов стало второе, завоеванное в 1966 г. Однако в 1970 г. Форгиери создаёт неплохую Ferrari-312B, на которой Джеки Икс и Клей Регаццони выигрывают четыре этапа и добывают для команды второе место в Кубке Конструкторов. Затем вновь последовал провал, достигший своего пика в 1973 г., когда команда даже была вынуждена взять перерыв на две гонки.

Ferrari 312 B3 принесла Клею Регаццони вице-чемпионское звание в 1974 г.

Удача вновь повернулась к Форгиери в 1974 г. Модель 312В-3 вывозит Регаццони на второе место в личном зачёте, а команду — на такое же место в Кубке Конструкторов. А уже в следующем году Ferrari собирает полный комплект титулов в обоих зачётах. Чемпионом становится Ники Лауда, и он же повторяет свой успех в 1977 г. Это было лучшее время Ferrari за 30 лет участия в «Формуле-1» — за пять лет было завоевано 4 титула в Кубке Конструкторов. Машины, созданные Форгиери были так хороши, что газеты в то время писали: «На Ferrari можно стать чемпионом и с половинными мозгами».

Однако в следующие два года вновь последовал спад, и в 1982 г. Форгиери на посту главного конструктора сменил Харви Постлтуэйт.

3 место. Гордон Мюррей, Южная Африка

Гордон Мюррей

За свою карьеру в «Формуле-1» Гордон Мюррей работал только в двух командах — Brabham и McLaren. Благодаря машинам, созданным Мюрреем, было завоевано 5 титулов чемпиона мира, 4 чемпионских и 5 вице-чемпионских титулов в Кубке Конструкторов. Его карьера — самая длинная в истории «Формулы-1». Поступив на работу в 1969 г. он официально оставил гонки лишь в 2006 г. — через 37 лет!

Впервые звезда Мюррея зажглась на небосклоне «Формулы-1» в 1978 г., когда на трассы вышел Brabham BT-46B с вентилятором, отсасывающим воздух из-под днища. Это было оригинальное и технически эффективное решение, предвосхитившее появление в «Формуле-1» «граунд-эффекта». Машина выехала на первую гонку, выиграла её, а затем сразу же оказалась под запретом. Но указала конструкторам вектор дальнейшего развития.

Brabham BT46B 1978 г. с вентиялтором, отсасывающим воздух из-под днища

Однако, уже на следующий год Мюррей представляет модель 49, которая с небольшими изменениями прослужила команде до 1983 г. и принесла Нельсону Пике вице-чемпионский титул в 1980 г. и чемпионский — в следующем.

Следующий успех тоже не заставил себя ждать — первый Brabham с турбомотором — модель BT-52 — привозит Нельсона Пике ко второму титулу чемпиона. К слову, руководителем команды, когда там работал Мюррей, был ни кто иной как сам Берни Экклстоун, нынешний «хозяин» «Формулы-1», только-только начинавший свой путь к вершинам автоспорта.

Brabham BT-52, принесший Нельсону Пике чемпионский титул в 1982 г.

В 1986 г. Мюррей снова затевает мини-революцию — для уменьшения лобового сопротивления и понижения центра тяжести он создаёт самый низкий автомобиль в истории «Формулы-1» — BT-55, для чего изменяет посадку гонщика на полулежачую, сохранившуюся и поныне. Высота BT-55 составляла всего 82 см — на 20 с лишним сантиметров ниже, чем у всех других автомобилей.
А в 1987 г. Мюррей переходит в Mclaren, где спустя год создаёт самый успешный гоночный автомобиль всех времён — McLaren MP4/4, завоевавший 15 побед в 16 гонках! Именно на машинах Мюррея ковал свою славу лучший пилот «Формулы-1» Айртон Сенна. В течение 1988-1991 г. команда завоёвывает все мыслимые титулы и награды.

McLaren MP-4/4 1988 г. В кокпите - племянник знаменитого чемпиона Бруно Сенна

Однако затем Мюррей оставляет активное участие в «Формуле-1» и концентрируется на дорожных автомобилях. В частности, его перу принадлежат такие автомобили, как Mercedes-Benz SLR McLaren и McLaren F1.

2 место. Эдриан Ньюи, Великобритания

Эдриан Ньюи

Эдриан Ньюи — король современной «Формулы-1», единственный человек, оказывающий на конструкцию нынешних болидов такое же влияние, какое имел в своё время Колин Чепмен.
Свой славный путь он начал в 1980 г. в команде Fittipaldi, под началом нашего старого знакомого Харви Постлтуэйта.

Через год Эдриан перешёл в March, с которым в 1983 г. отправился покорять заокеанскую серию IndyCar. В 1984 г. на созданном им болиде было выиграно 7 гонок, включая знаменитую Indi 500. В 1985 г. чемпионом на машине Ньюи стал Эл Ансер, в 1986 — Бобби Рейхол.

Несмотря на то, что дела шли хорошо, Ньюи мечтал о возвращении в «Формулу-1», и в 1988 г. ему представилась такая возможность — он стал главным конструктором команды Leyton House, бывшей March. В том году команда добилась лучшего результата в своей истории, однако в следующем году дела пошли хуже, и летом 1990 г. Ньюи был уволен.

Чемпионский Williams FW-14 1992 г.

Его тут же приняли на работу в Williams. 1991 г. созданный Эдрианом FW14 был лучшей машиной чемпионата, и лишь усилия Сенны не позволили Мэнселлу завоевать чемпионский титул — williams остался вторым в обоих зачётах. Однако следующие два года принесли максимальный результат — две победы в Чемпионате и Кубке Конструкторов. После смерти Сенны в 1994 г. между Ньюи и руководством команды наметился разлад в отношениях, и после сезона 1995 г. он был вынужден уйти в «отпуск». Тем не менее, в титулах Williams и её гонщиков в сезонах 1996-97 годов заслуга Ньюи весьма велика.

McLaren MP-4/18, принесший титул Мике Хаккинену в 1998 г.

В следующем году Эдриан официально присоединился к McLaren и сразу же добился максимального результата: два года — два чемпионских титула Хаккинена и победа в Кубке Конструкторов.
В 2006 г. Ньюи переходит в новую команду — Red Bull, и спустя четыре года добивается абсолютного доминирования на трассах и побед в обоих зачётах. В сезоне 2011 г. болиды, созданные Ньюи выглядят ещё более непобедимыми.

Red Bull RBR-7 2011 г.

1 место. Колин Чепмен, Великобритания

Колин Чепмен

Этот человек — мэтр «Формулы-1», продолжающий оказывать на неё влияние даже спустя тридцать лет после своей смерти. Если другие конструкторы, как правило, создавали машины в рамках существующих технических требований, то Чепмен всегда искал новые пути развития. И находил их. Его авторству принадлежит несколько решений, кардинально изменивших «Формулу-1».

Lotus 25

Чепмен дебютировал в «Формуле-1» с собственной командой Lotus в 1958 г. И спустя два года добивается серьёзных успехов — с 1960 по 1962 г. команда трижды занимала вторые места в кубке Конструкторов. В 1962 г. Чепмен создал свою первую революционную модель — Lotus-25. До его появления машины «Формулы-1» имели пространственную раму из труб, на которую навешивались внешние панели. Lotus-25 же имел «монокок» по типу авиационного — из алюминиевых поперечин и дюралевых листов. Это делало шасси автомобиля легче и жёстче. «Монокок» стал стандартом для гоночных автомобилей и в несколько изменённом виде применяется и поныне.

Lotus 49B 1969 г. За рулём - Грэм Хилл

В следующем году Lotus-25 принёс чемпионский титул Джиму Кларку и победу в Кубке Конструкторов. В 1965 г. — снова двойная победа, но уже с Lotus-33, представляющим собой, по сути, модернизированную модель «25». Через три года Чепмен создал Lotus-49 — первый гоночный автомобиль, снабжённых передним спойлером. Кроме того, двигатель этого автомобиля одновременно выполнял роль несущего элемента — к нему крепились элементы подвески и коробка передач, что ещё больше облегчало и ужесточало конструкцию. В том же году он удачно подхватил зарождавшуюся идею антикрыльев, в результате чего Lotus-49 и его модификации стали больше напоминать самолёт, чем привычные для тех времён гоночные автомобили. Это принесло свои плоды — в 1968 г. команда вновь завоевала Кубок Конструкторов, а Грэм Хилл (отец Дэймона Хилла, чемпиона 1996 г.) стал чемпионом мира.

Lotus 72

В 1970 г. увидела свет ещё одна революционная модель — Lotus-72. Чепмен решил отказаться от обтекаемых форм и превратил весь автомобиль в антикрыло — с низким клиновидным силуэтом. Выбранная форма кузова заставила его найти ещё одно решение, применяющееся и поныне — радиаторы охлаждения по бокам кузова в специальных понтонах. В результате с большим преимуществом чемпионат 1970 г. выиграл Йохен Риндт (несмотря на то, что но погиб на тренировке Гран-При Италии), а команда стала лучшей в зачёте производителей. Этот же результат она повторила в 1972 и 1973 годах, А Эмерсон Фитипальди стал на Lotus-72 чемпионом мира 1972 г. Всего же за пять лет на этом автомобиле было выиграно 18 гонок.

Lotus 78. Хорошо видны боковые шторки, перекрывающие доступ воздуха под днище

В 1977 г. дебютировал один из самых известных автомобилей «Формулы-1» — Lotus-78, использовавший «граунд-эффект». Чепмен изолировал пространство под автомобилем от поступления воздуха сбоку, в результате чего Lotus-78 буквально «присасывался» к трассе. Вкупе с другими аэродинамическими ухищрениями это сделало «78» самым быстрым автомобилем на трассе. И лишь постоянные поломки двигателей Ford Cosworth не позволили команде выиграть чемпионат в том году.

Но в следующем сезоне на модернизированной машине, получившей индекс «79», Марио Андретти был неудержим. В 1979 г. Чепмен пошёл ещё дальше и создал Lotus-80, являвшийся квинтэссеницией идеи «автомобиля-крыла». Однако, спустя год, ФИА, испугавшись стремительного роста скоростей, изменила технический регламент и фактически поставила крест на идее гениального конструктора.

Lotus 88

В ответ на это в 1981 г. Чепмен представил свой самый кардинальный автомобиль — Lotus-88 с двойной системой подрессоривания. Одна система подвески была традиционной — между колёсами и шасси, зато вторая располагалась между шасси и кузовом. На трассе под действием набегающего потока кузов опускался на подвеске вниз и перекрывал доступ воздуха под днище автомобиля.

Однако Lotus-88 даже не дали принять участие в гонках. Под давлением конкурентов, последний десяток лет дрожавших в страхе от новых идей Чепмена, судьи запретили автомобиль, несмотря на то, что он полностью соответствовал регламенту.

Чепмен не сдался и приступил к созданию активной подвески, позволявшей сохранять неизменным дорожный просвет. Но не дождался её появления на трассе. В день первых тестов новинки он скончался от сердечного приступа. Но его идея не умерла — в 1987 г. она дебютировала на Lotus-99T, а спустя ещё пять лет активная подвеска помогла за явным преимуществом выиграть чемпионат команде Williams.

Всего же за 24 года участия в «Формуле-1», на машинах, созданных Чепменом, было выиграно 6 чемпионских титулов в личном зачете и 7 — в Кубке Конструкторов.

Дмитрий Фадеев


Comments are closed.


Copyright © 2011 "Самара Cегодня". "Авто в Самаре" - проект портала "Самара Сегодня"

Авторские права на размещаемую в новостных потоках информацию сохраняются за их правообладателями.
Перепечатка материалов разрешается только с указанием ссылки на наш сайт http://wwr.ru.
Спасибо за понимание и сотрудничество.

Контакты
Размещение рекламы