Бензина по 18 руб. за литр ждать не стоит

Интервью с Сергеем Шкрябиным, директором компании «Русский промысел».

(img) В чем причина топливного кризиса, случившегося весной?

Ну, кризис и сейчас ещё продолжается. А что до причин, то я думаю, кризис был обусловлен введением административного регулирования цен в феврале-марте этого года. Цены на топливо в рознице искусственно были снижены, а на оптовом рынке они остались высокими. Плюс, на мировом рынке цены росли, и бензин закономерно отправлялся на экспорт, что сказалось на внутреннем оптовом рынке. А поскольку этот процесс имеет определенный временной лаг, то всё вышеперечисленное сказалось на розничном рынке только в марте-апреле.

Также увеличился акциз, отчисления во внебюджетные фонды — ненамного, на 8% — но производители включили это в цену топлива, оптовики — и далее по цепочке. Например, увеличение акцизов подняло цену на рубль. Тем не менее, если бы все регулировалось как раньше — через биржевую торговлю и свободный рынок, кризиса можно было избежать.

Как кризис протекал в Самаре?

В Самаре половину рынка занимает «Роснефть», которая может себе позволить держать низкие цены — то, чего не в состоянии делать независимые операторы. При этом «на сторону» компания практически ничего не продавала, и бензин приходилось закупать в Башкирии, Орске, реже — в Саратове и Рязани, поскольку расположены они дальше и цены там выше. Временами складывалась такая ситуация, что проще и дешевле было купить бензин на заправках «Роснефти», чем везти его с заводов — такова была разница в цене. Поэтому все вынуждены были повышать цены — на 5%, через неделю — ещё на 5%, потом ещё и ещё…

Сильно ли упала реализация?

Она конечно снизилась, сильно или нет — не буду вдаваться в подробности. Хотя «Роснефть» и повышала розничные цены на своих АЗС вслед за независимыми операторами, но разница оставалась все равно существенной, и временами достигала 3 руб. Что, естественно вызывало отток клиентов у независимых операторов.

Почему «Роснефть» не продавала бензин «на сторону»?

У неё большой объём сбыта в розницу, и, например прошлым летом, местное отделение даже было вынуждено приобретать бензин у других производителей — в той же Башкирии. И это при том, что в Самарской области работает три завода компании — Самарский, Новокуйбышевский и Сызранский.

Если зимой мы могли найти бензин реализуемый «Самаранефтепродуктом» в свободной продаже, то теперь его нет. Из-за существенной разницы в цене с другими продавцами, у «Роснефти» значительно выросла реализация, компания продает весь бензин на свои АЗС и независимым операторам просто ничего не остается. Плюс, сказалась проведенная модернизация заводов — в Новокуйбышевске начался выпуск бензина «евро-4». Возможно, выпуск топлива упал в том числе по этой причине.

Где самарские операторы покупают бензин?

До кризиса 95% объёмов закупалось у «Роснефти» и в Башкирии. Совсем недавно стал конкурентоспособен по цене Орск.

Можно ли говорить, что весенний кризис создан искусственно, и кто-то просто добивался своих определённых целей?

Мое мнение неизменно — все началось с административного регулирования в феврале этого года. С прямого указания понизить цены, растиражированного по ТВ и радио. Естественно, вертикально интегрированные компании могут себе позволить снизить цены на короткое время, у них есть для этого запас по рентабельности, поскольку нефть и переработка свои. А у независимых продавцов такой возможности нет.

Какова ситуация в Самаре сейчас?

Буквально неделю на оптовом рынке начался рост цена на 92-ой и 95-ый бензин. Отчасти из-за того, что от «Роснефти» по-прежнему нет предложений, а в Уфе один завод встает на плановый ремонт, а на другом возникли какие-то технические проблемы. В результате буквально за неделю оптовая цена на 92-ой бензин выросла на 7-8%.

Насколько это скажется на розничной цене?

Если исходить из стандартной разницы, то увеличение стоимости в розницу составит 3-4%. Но если дальнейшего роста цен на оптовом рынке не будет, август можно перетерпеть с прежними ценами. Просто оптовый рынок более подвижный, цены на нем могут меняются еженедельно. На оптовом цены могут подняться и упасть, а на розничном ничего не произойдет.

Можно ли ожидать повышения цен в будущем?

Нет. Думаю, цены останутся на прежнем уровне. В данный момент ситуация достаточно спокойна и роста цен ожидать не приходится. Даже несмотря на то, что август — традиционный сезон поездок. В сентябре будет спад, а затем начнется предвыборная компания и правительство вновь начнет искусственно регулировать рынок, насыщая его топливом.

Последует ли за этим снижение цен?

Не думаю. Незначительные колебания на оптовом рынке конечно же будут, но снижения цен в рознице не предвидится. Хотя, может быть, правительство что-нибудь придумает, от него очень многое зависит. Но, например, с 1 января акциз опять вырастет, а это увеличит стоимость бензина.

Почему в России такой дорогой бензин по сравнению с другими нефтедобывающими странами?

Дело в том, что у нас в цену топлива заложена масса налогов, сборов и акцизов. До 60% стоимости бензина в рознице составляют налоги и сборы в пользу государства.

К чему приведет разрешение выпускать и продавать бензин «евро-2»?

Это приведет к стабилизации ситуации и насыщению рынка, поскольку не все заводы успели перейти на выпуск топлива класса «евро-4» и даже «евро-3», но на цене это никак не скажется, так как разница в цене бензина «евро-2» и «евро-3» незначительна — всего 2-3%.

Бытует мнение, что 95-ый бензин — это 92-ой с присадками, поэтому нужно заливать 92, чтобы не навредить мотору. В то же время, 95-ый у нас по закону может быть не ниже «евро-3», а 92-ой, теперь уже — и «евро-2». То есть 95-ый, косвенно — более качественный бензин. Как вы думаете, где здесь правда?

Все бензины как правило получаются химическим способом, мало бензинов получается прямой перегонкой нефти. Как правило, берется прямогонный 76-ой и из него делается 92-ой и 95-ый. Все это делается химическим способом на заводах, просто 95-ый по своим характеристикам лучше. Объяснение, которое я слышал в автосалонах — якобы берут 92-ой, добавляют железосодержащие присадки и получают 95-ый — ерунда. Таким образом менеджеры просто потакают желаниям потребителей сэкономить рубль-полтора на литре. Но экономия эта условная, потому что заправка низкооктановым топливом сказывается на расходе и потере мощности.

То есть 95-ый — это нормальный бензин?

Да. Если продукт соответствует ГОСТ, и в паспорте машины написано «не ниже 95» — заправляйте 95-ый. Мой опыт и опыт моих знакомыхподтверждают, что никаких проблем быть не может. А бензин «евро-4» просто более экологичный, что достигается путем добавления определённых присадок в топливо в ничтожных количествах — до полукилограмма на тонну. На других характеристиках топлива это не сказывается.

Плотность топлива летом и зимой различна. Как это компенсируют на АЗС?

На заправке идет реализация в литрах, а это объем. То есть вам в любом случае заправят объём 10х10х10 см. Другое дело, что зимой этот литр будет весить 780 гр., а летом — 720 гр. Но на заправках есть определенная настройка под разную температуру воздуха. И два раза в год приезжают аккредитованные специалисты и регулируют топливораздаточные колонки.

Может ли человек реально доказать, что его автомобиль пострадал из-за заправки некачественным топливом?

Это трудно — надо провести лабораторный анализ проб топлива из бака машины и резервуара АЗС. А если человек заправлялся на разных заправках? Хотя, в Самарской области были случаи, когда пострадавший доказывал вину компании. И это признавал сам заправщик. Доказать все можно, но сделать это очень хлопотно и сложно.

Можно ли по цвету определить и запаху качество бензина?

По цвету — нет, а по запаху — да. Плохой бензин имеет явный специфический запах, напоминающих запах гниения.

Сегодня на самарском рынке появляются заправки «Башнефти», сеть АЗС «Март» продана разным операторам, в том числе — крупным нефтяным компаниям. Появление крупных игроков на самарском рынке приведет к чему-то хорошему для автовладельцев или это рядовой дележ рынка?

Усилится конкуренция. Чем больше операторов на рынке с качественными товарами и услугами — тем лучше для потребителя. Но к снижению цен это не приведет. В дальнейшей перспективе нас ждет плавное стоимости топлива, и к 18 руб. за литр мы уже не вернемся.

Дмитрий Фадеев


Comments are closed.


Copyright © 2011 "Самара Cегодня". "Авто в Самаре" - проект портала "Самара Сегодня"

Авторские права на размещаемую в новостных потоках информацию сохраняются за их правообладателями.
Перепечатка материалов разрешается только с указанием ссылки на наш сайт http://wwr.ru.
Спасибо за понимание и сотрудничество.

Контакты
Размещение рекламы